«Человек живет под бит
80 ударов в минуту»
ПОДРОБНОСТИ
Почему джаз – это наука, и как надо любить музыку
В ТГУ прошел первый Международный симпозиум джаза, на который приехали мировые звезды, преподаватели ведущих музыкальных школ. Три дня мастер-классов от гуру импровизации, три дня концертов, на которых приехавшие джазовые музыканты впервые выступили вместе.
В чем связь музыки и науки, в перерывах между репетициями и лекциями рассказали мастера джаза.
Мелтон Мустафа, США
Трубач, преподаватель Флоридского мемориального университета
«Что сближает джаз и науку? Джаз – это свобода творчества, поиск, интуиция, без чего невозможно создание новой музыки. Наука – это свобода мысли и тоже бесконечный поиск, озарения, без этого невозможны открытия. Вот это – точки соприкосновения джаза и науки.
А еще вот что. Джаз – это совместное действо музыкантов, которые играют на разных инструментах, но при этом слышат, понимают, поддерживают друг друга взглядом, жестами, мимикой. Думаю, что научные исследования, открытия тоже делаются коллективом ученых, которые понимают друг друга с полуслова, хоть порой и принадлежат к разным областям знаний».
Росарио Джулиани, Италия
Саксофонист, преподаватель консерватории Рима. Лучший саксофонист 2011 года по версии Musica Jazz Magazine
«У человека есть собственный естественный ритм – биение сердца. Человек живет под бит 80 ударов в минуту. Нужно принимать этот естественный ритм.
Самая большая ошибка в том, что люди пытаются понять джаз. Что вы хотите понять? Вы не понимаете жизни. Вы не понимаете, что делают политики или сумасшедшие. Люди идут в музей, чтобы посмотреть на картинку Пикассо, и не понимают, что он хотел изобразить.
Нужно не понимать, а чувствовать. Сконцентрироваться на том, что значит для тебя лично этот вид искусства.
Эмоции – лучший способ почувствовать джаз. Когда мы играем, создаем их и передаем зрителям. Мы используем музыку для того, чтобы передать эмоции, потому что нет слов, чтобы их описать».
Сильвано Монастериос, США
Пианист, номинант премии «Грэмми»
«Все научные открытия сделаны случайно. Это и есть импровизация. Вообще, вся наша жизнь – импровизация, когда ты делаешь что-то спонтанно, а в итоге это становится ключевым моментом твоей жизни. Так и в джазе, для меня самое главное – это импровизация. Да, безусловно, техника важна, но ты должен слиться с музыкой и почувствовать, что ты в данный момент хочешь показать».
Стив Турре, США
Тромбонист, преподаватель Джульярдской школы музыки
«Мне нравится Томск, я был здесь уже много раз. Однажды Асхат увез меня куда-то за город, где были большие деревья. Я достал свою ракушку и начал играть. Это было необыкновенное ощущение – стволы создавали натуральную акустику, и звук "путешествовал" совсем по-другому, чем в концертном зале.
Обычно я просто подбираю ракушки на берегу, обрезаю острый конец и слушаю, звучит она или не звучит. От этого зависит, оставить ее или нет. Иногда я покупаю ракушки в магазине.
Чемодан с ракушками я сдаю в багаж. В чемодане лежит поролон со специальными отверстиями для ракушек. Но есть проблема – когда сотрудники аэропортов проверяют багаж, бывает, вынимают раковины и не кладут их на нужное место».
Томми Кэмпбелл, США
Барабанщик, пианист, преподаватель вокала
«Вся наша жизнь – это особый ритм, и мы слышим его везде, более того, вы сами можете создавать свои собственные ритмы, ведь нет предела развитию креативного мышления.
Это мероприятие заставило меня задуматься о том, что действительно, и в науке присутствует особая ритмика. Например, в химии одни элементы взаимодействуют за один промежуток времени, другие за другой. Это уже говорит о наличии темпов, ритма».
Бредли Вайнс, Великобритания
Руководитель европейского филиала компании Nielsen Consumer Neuroscience
«Когда мы осваиваем музыкальный инструмент, осваиваем тонкую связь между звуком и движением. В дополнение к изменениям активности головного мозга происходят изменения в его структуре. Таким образом, практические занятия музыкой формируют ваш головной мозг. И изучение музыки, по сути, обобщает все наши способности и развивает их».


Текст: Марина Сенинг, Ксения Акентьева, Елена Кирсанова, Наталья Шарапова, Дарья Шеханова, Ольга Ярусова.
Фото: Алёна Кардаш.
Видео: Мария Байкач, Денис Оглоблин.
Верстка, идея: Марина Сенинг.
Made on
Tilda